<Интернет-дайджест>
Моим Пингвиникам посвящается...
ДИАГНОЗ: бер.
Начало
Ожидание
Роды
После
Медицина
Покупки
Истории
Контакты
Грудное кормление - Пеленание - Купание - Плавание - Закаливание - О воспитании -

Плавание.

Методика рассчитана на начало обучения в 1-3 месяца, пока действует рефлекс- затаивания дыхания. В связи с этим крайне не рекомендуется начинать занятия- по данной методике в возрасте старше 4 месяцев.- Перед началом занятий необходимо проконсультироваться у лечащего врача на- предмет возможности занятия плаванием.- Необходимо приостановить занятия при появлении симптомов простудных- заболеваний, в особенности насморка.- Во время занятий ребенок может глотать воду, поэтому, если водопроводная- вода в вашей местности внушает опасения, примите меры дополнительной- предосторожности. Например, используйте бытовой фильтр.- Рекомендуется выполнение занятий вдвоем с помощником.- При выполнении занятий в воде необходимо тщательно выполнять поддержки,- следить, чтобы ребенку в дыхательные пути не попадала вода. Также для этой- цели при плавании на спине следите за тем, чтобы ребенок не запрокидывал- голову назад, а держал подбородок прижатым к груди.- В случае выскальзывания ребенка в воду, сразу же подхватите его и поставьте- на ножки, чтобы он не успел испугаться. Если это не помогает, возьмите его- на руки и успокойте. Постарайтесь в этой ситуации быть спокойными и не- показывать ребенку, что Вы испугались.- Необходимо приостанавливать текущее упражнение, если ребенок начинает- плакать или проявляются явные признаки усталости.- По книге, которой Вы доверяете, изучите методы экстренной помощи при- занятиях в воде.- Общие рекомендации

Проводите занятия не ранее, чем через час после еды. Не проводите занятия- непосредственно перед ночным сном. Возможно ребенок может перевозбудиться,- что может стать причиной беспокойного сна.

При выполнении упражнений используются команды, которые нужно произносить- четким уверенным голосом. По тексту, команды будут обозначаться ЗАГЛАВНЫМИ- БУКВАМИ. Перед командами произносите имя своего ребенка для привлечения его- внимания.

(В тексте будет использоваться имя Саша, которое Вы, разумеется, должны- заменить на имя своего ребенка.)

Подготовительные упражнения

Перед началом занятий плаванием выполните комплекс разминки. Подобный- комплекс скорее всего Вы можете получить в комнате "Здорового ребенка" при- вашей поликлинике. Комплекс разминки включает в себя разогрев мышц ножек,- ручек, плечевого и тазобедренного суставов. После разминки можно выполнить- несколько элементов из динамической гимнастики:

Взять ребенка за обе руки, поднять, пораскачивать 3-4 раза ("качели");- Взять ребенка за левую руку и ногу, поднять, раскачивать 3-4 раза;- То же для правой стороны;- Взять ребенка за ноги, поднять (вниз головой), раскачивать 3-4 раза.- 4. Имитация основных движений- Перед тем, как выполнять упражнения в воде, необходимо выполнить имитацию- основных движений. Эти упражнения выполняются там, где вы проводили- разминку. Основная цель этих упражнений - создание у ребенка прямых- ассоциаций между командами и движениями или действиями, которые с ними- связаны.

4.1. Стояние- Ребенок лежит на спине. Возьмите ножки ребенка за щиколотки, согните в- коленях и прижмите ступни к поверхности, на которой ребенок лежит.- Одновременно с прижатием подайте команду: "Саша СТОИМ". Выполните прижатие- еще один-два раза с одновременной подачей команды: "СТОИМ". Использование- имени ребенка при этом уже не обязательно.

Если при выполнении упражнений мышцы ножек или ручек напряжены и это мешает- выполнению упражнений, постарайтесь снять излишнее напряжение потряхиванием- или легким разминанием.

4.2. Ходьба- В том же положении, что и в предыдущем упражнении выполните имитацию ходьбы.- Для этого, держа ножки ребенка за щиколотки, выполняйте попеременное- выпрямление и сгибание ножек. Одновременно с движением подайте команду:- "Саша ИДЕМ". Так же, как и в предыдущем упражнении, использование имени при- повторном использовании команд необязательно. Желательно, но не обязательно- выполнять имитацию обычной ходьбы. Если у Вас не получается в точности- воспроизвести ходьбу, достаточно просто полностью выпрямлять ножку.

Выполните имитацию 5-10 "шагов", после чего можно выполнить стояние и затем- опять повторить ходьбу.

4.3. Плавательные движения для ног на спине- Возьмите выпрямленные ножки ребенка под коленки и выполните попеременное- опускание-поднимание ножек (упражнение "ножницы"). При движении подавайте- команду "ПЛЫВЕМ, ПЛЫВЕМ НОЖКАМИ, НОЖКАМИ". Старайтесь, чтобы ножки ребенка- были выпрямлены и расслаблены. Выпрямление ножек можно выполнить легким- нажатием на коленки сверху большими пальцами рук. Однако не следует долго- удерживать ножки выпрямленными таким образом. Как только вы почувствовали,- что ребенок уже не пытается согнуть ножки, уберите свои пальцы с колен.- Выполните движения 6-10 раз.

4.4. Плавательные движения для рук на спине- Возьмите правую ручку ребенка за кисть и выпрямите над его головой.- Выполните круговое движение прямой ручкой к бедру. Затем верните в- первоначальное положение. Произносите команды "ПЛЫВЕМ, ПЛЫВЕМ РУЧКАМИ,- РУЧКАМИ". Выполните 3-4 раза. Затем проделайте аналогичные движения левой- ручкой. После этого выполните 5-6 движений синхронно обеими ручками.- Произносите команды.

Через 3-5 дней движение каждой ручкой отдельно, можно уже не производить, а- сразу переходить к синхронному движению обеими руками. Если ребенок- зажимается, то приостановите упражнение и выполните расслабление ручек- легким встряхиванием.

4.5. Одновременное движение рук и ног на спине- Если Вы выполняете упражнение с помощником, то можете выполнить упражнение с- одновременным движением ножек и ручек. Подавайте команду "ПЛЫВЕМ". Если- выполняете одни, то просто повторите упражнение сначала с ножками, потом с- ручками.

4.6. Плавательные движения, выполняемые на животе- Переверните ребенка на живот и выполните плавательные движения ножками.- Затем выполните попеременно движения каждой ручкой в отдельности. Движения- должны напоминать стиль "брасс". В зависимости от возраста и физической- подготовленности ребенка можете выполнить движение обеими руками- одновременно. При движении ножками и ручками подавайте соответствующие- команды.

5. Плавание в ванной- После окончания занятий "на берегу" отнесите ребенка в ванну. Ванна должна- быть полностью наполнена водой и иметь температуру примерно такую же,- которую Вы используете при обычном купании.

Скорее всего в первые дни у Вашего ребенка не все будет получаться. Будьте- терпеливы. Поощряйте все его удачные начинания голосом и интонацией. Дайте- ему понять, что Вы радуетесь всем его верным действиям.

5.1. Стояние

5.1.1. Поддержка

Возьмите ребенка под мышки и опустите в воду до соприкосновения ступней- ножек с дном ванны.

5.1.2. Выполнение упражнения- При соприкосновении ступней с дном ванны дайте команду "Саша СТОИМ. СТОИМ".- Выполните упражнение в течении 5-10 секунд, затем переходите к следующему.

5.2. Хождение

5.2.1. Поддержка

Так же, как и стояние, это упражнение выполняется с поддержкой под мышками.

5.2.2. Выполнение упражнения- Из положения стоя наклоните слегка туловище ребенка и дайте команду "Саша- ИДЕМ, ИДЕМ". Дойдите до конца ванны. Если у ребенка не получается с ходьбой,- стимулируйте шаги попеременным выдвижением вперед правого и левого плечиков.

5.3. Плавание на спине

5.3.1. Поддержка

Держите ребенка под мышками, затем, наклоняя назад, переместите большие- пальцы своих рук сверху плечиков. Указательные пальцы остаются под- плечиками, а остальные пальцы сгибаются и размещаются под затылком ребенка.- Таким образом, плечики ребенка фиксируются большим и указательным пальцами,- а голова ребенка располагается на опоре из остальных пальцев.

Положите голову ребенка горизонтально. При этом тело само всплывет и примет- горизонтальное положение. Уши ребенка должны быть погружены в воду. Держите- свои ладони не прижимая уши, но и не слишком свободно, чтобы фиксировать- голову ребенка при попытках повернуть ее набок. Большие и указательные- пальцы размещаются на плечиках так, чтобы не мешать движению рук.

5.3.2. Выполнение упражнения- Расположите ребенка у края ванны так, чтобы полусогнутые ножки упирались в- бортик. Дайте команду "ОТТОЛКНУЛИСЬ" и начните буксировать ребенка к- противоположному краю ванны. При этом подавая команды "ПЛЫВЕМ, РУЧКАМИ,- НОЖКАМИ, ПЛЫВЕМ". Команды следует подавать чуть громче чем обычно, поскольку- уши ребенка находяться под водой. Добуксировав до противоположного края- ванны, двигайтесь в обратном направлении, подавая те же команды. При этом- ребенка не следует разворачивать, так как в положении на спине это- затруднено, учитываю ширину ванны.

Не огорчайтесь, если в начале обучения ребенок будет просто "кататься" на- ваших руках. Терпеливо подавайте команды и поощряйте голосом и интонацией- его успехи в деле обучения. Скорректируйте скорость движения в зависимости- от интенсивности движений ребенка, дав ему таким образом понять, что- скорость движения зависит от его действий. Если Вы выполняете упражнение с помощником, пусть он подвигает ножками и- ручками малыша, намекнув ему таким образом, что именно от него хотят. Однако- не стоит это делать постоянно. Выполните восемь полных циклов туда-обратно, после чего возьмите ребенка под- мышки. Отработайте свой, удобный для Вас способ перехвата из положения на- спине в положение под мышками до выполнения упражнений в воде.

После упражнений на спине выполните стояние и хождение. Если ребенок устал,- дайте ему отдохнуть в положении стоя.

5.4. Плавание на животе

5.4.1. Поддержка

Из положения под мышками согните левую руку в запястье и, наклонив ребенка- чуть назад, перенесите вес его тела на запястье. В этом положении шея- ребенка опирается на Ваше запястье. Разместите правую руку под горлом- ребенка так, чтобы большой и указательный палец охватывали подбородок, а- остальные пальцы веером распределились под горлом. Наклоном ребенка вперед- перенесите опору на правую руку. Наклоняя ребенка вперед, левую руку- переместите под живот. Таким образом, большой и указательный пальцы правой- руки удерживают за подбородок голову ребенка в почти вертикальном положении,- остальные пальцы правой руки веером расположены за горлом ребенка. Левая- рука поддерживает тело ребенка почти в горизонтальном положении. При- полностью горизонтальном положении ребенок скорее будет склонен "кататься",- чем плавать. При низком положении Вашей левой руки он будет быстро уставать.- Экпериментально выберите наиболее подходящее положение для Вашего ребенка.- Следите, чтобы пальцы правой руки не сжимали горло ребенку.

5.4.2. Выполнение упражнения- Подбуксируйте ребенка к левому краю ванны так, чтобы его полусогнутые ножки- упирались в бортик. Дайте команду "ОТТОЛКНУЛИСЬ" и начните движение к- правому бортику, подавая команды "ПЛЫВЕМ, РУЧКАМИ, НОЖКАМИ. ПЛЫВЕМ". Во- время движения рот ребенка находится выше уровня воды. Доплывя до бортика,- разверните ребенка на 180 градусов движением своей правой руки. Разворот- осуществляется против часовой стрелки. Таким же образом доплывите до левого- бортика, начиная с отталкивания. Затем разверните ребенка по часовой- стрелке. Выполните девять полных кругов.

5.4.3. Полив на лицо- На второй части третьего и шестого круга выполните полив на лицо (прообраз- ныряния). Для этого наклоните голову ребенка правой рукой чуть набок от- себя, облокачивая ее на руку, затем левой рукой зачерпните горсть воды,- четко подайте команду "Саша НЫРЯЕМ" и после этого плесните воду на лоб- ребенка. Со временем ребенок после команды научится закрывать глаза и- затаивать дыхание, что подготавливает его к последующему нырянию. Если Вы- выполняете упражнения с помощником, то полив на лицо может выполнить он.- Если ребенку при поливе попадает в рот вода или он пугается и плачет, то- поставьте его на ножки и успокойте.

После окончания девятого круга возьмите ребенка под мышки и дайте ему- отдохнуть.

6. Окончание занятий- Перед тем, как закончить занятия в ванной, выполните закаливающее- упражнение - "пятнышко". Для этого откройте кран с холодной водой, и- поокунайте ребенка по плечики рядом со струей: три раза со стороны грудки,- три раза со спины.

Если Вы проводили и ранее какие-либо закаливающие упражнения, например,- обливание холодной водой, то желательно продолжить их, выполняя вместо- "пятнышко".

Оботрите и обсушите ребенка, так как Вы обычно это делаете после купания в- ванночке. Кроме этого всавьте на пять минут ватные тампончики в ушки для- удаления попавшей туда воды. Для этого сделайте "головастика" из куска ваты- с "хвостиком" длиной 0.5-1 см, и разместите хвостик в ушном отверстии.

7. Продолжительность первого этапа- Продолжительность первого этапа - четыре недели. С каждой последующей- неделей увеличивается нагрузка. На первой и второй неделе 8 циклов на спине- и 9 кругов на животе. На третей неделе 8 циклов на спине, 9 кругов на- животе, затем опять 8 циклов на спине. На четвертой неделе 8 циклов на- спине, 9 кругов на животе, 8 циклов на спине и 9 кругов на животе.

Между плаванием на спине и на животе выполняйте стояние и хождение. На- протяжении всего первого этапа, перед упражнениями в воде выполняйте- разминку и имитацию движений.

8. Второй этап. Плавание с погружением- Состав занятий на втором этапе соответствуют последней неделе первого этапа,- т.е. включают в себя выполнение 8 циклов на спине, 9 кругов на животе, затем- опять 8 циклов на спине и 9 кругов на животе. В отличии от первого этапа- вместо поливания на лицо производится погружение в воду. Продолжительность- второго этапа - 4 недели.

Переходить ко второму этапу следует только после того, как ребенок научился- затаивать дыхание в ответ на команду "НЫРЯЕМ". Если команда еще не освоена,- следует продолжить занятия в соответствии с программой для последней недели- первого этапа.

Желательно проводить занятия каждый день. Минимально четыре дня в неделю. В- том случае, если вы по какой-то причине пропустили два и более дней, то- вместо первого погружения выполните полив, для того чтобы ребенок "вспомнил"- команду.

8.1. Выполнение погружения- Погружение (ныряние с выполнением поддержки) проводится на второй половине- третьего и шестого кругов при плавании на животе. Перед выполнением- погружения подайте команду "Саша! НЫРЯЕМ!" и после небольшой паузы синхронно- опустите свои руки так, чтобы тело ребенка полностью погрузилось в воду.- Затем поднимите ребенка и поставьте его на ножки для того, чтобы он не успел- испугаться.

Если ребенок хорошо научился задерживать дыхание, и после выполнения- погружения не проявляет никаких признаков беспокойства, то через несколько- занятий (не менее семи занятий) можно будет после окончания погружения не- ставить ребенка на ножки, я продолжать упражнение на животе.

Вы можете постепенно увеличивать время пребывания ребенка под водой. Перед- выполнением погружения обращайте внимание на готовность малыша к погружению,- и если ребенок возбужден, выглядит уставшим или отвлекся, Вы можете отложить- выполнение погружения или уменьшить время пребывания под водой.

9. Третий этап. Плавание на спине в шапочке с пенопластом- На этом этапе вам понадобится дополнительный реквизит - шапочка с- пенопластовыми брусками. Способ изготовления спец. шапочки описан ниже. В- течение первых двух недель первого этапа должны использоваться 6 брусков,- затем на третьей неделе вытаскиваются 2 бруска снизу по бокам, на четвертой- неделе еще 2 бруска.

Успех занятий на этом этапе зависит от того, насколько Ваш ребенок освоил- плавательные движения на спине в течение предыдущих этапов обучения.- Возможно, что Ваш ребенок станет вести себя беспокойно, выворачиваться и- заглатывать воду. В этом случае Вам стоит решить, будете ли Вы продолжать- плавание на спине. Если Вы подошли к третьему этапу в возрасте около 5-6- месяцев, ребенок уже может начинать бояться (в более раннем возрасте страх- перед упражнением без непосредственной поддержки проявляется в меньшей- степени). Возможно, что ребенка отвлечёт постукивание по краю ванной или вид- любимой игрушки над головой.

9.1. Изготовление реквизита- Для изготовления реквизита Вам понадобится обычная хлопчатобумажная шапочка,- капроновая лента (~1 метр) и пенопласт.

Лучше использовать пенопласт средней плотности (того, что обычно используют- в качестве упаковки для быт. техники). Изготовьте шесть брусков размером- 1.5х2.5х7 сантиметров. Обработайте их на огне, чтобы не крошились края.- Нашейте ленту по всей передней кромке шапочки, закрепив ее так, чтобы в- пустотах между шапочкой и лентой могли размещаться бруски. Бруски должны- быть надежно закреплены лентой, чтобы они не выпадали во время занятий.- Свободные концы ленты завяжите на расстоянии 25-30 см от шапочки, образуя- кольцо.

9.2. Поддержка при плавании на спине- При плавании на спине поддержка осуществляется следующим образом: левая рука- находится под затылком ребенка, правая рука продета в кольцо, образованное- лентой. При плавании на спине головой вперед, слегка опустите правую руку, а- левую руку держите чуть ниже затылка, так чтобы она не касалась его. Таким- образом, ваши руки должны выполнять лишь страховочную функцию и не дать- голове ребенка полностью опуститься под воду, если он начнет изворачиваться- или поднимет слишком большую волну. При движении к правому краю ванны- направляете движение подтягиванием за ленту.

9.3. Продолжительность и состав третьего этапа- Состав занятий на третьем этапе соответствует составу занятий на втором- этапе, т.е. включают в себя выполнение 8 циклов на спине (в шапочке), 9- кругов на животе (с нырянием), затем опять 8 циклов на спине и 9 кругов на- животе.

Первые две недели третьего этапа в шапочку должны быть вставлены 6 брусков- пенопласта. На третьей неделе вытаскиваются два крайних бруска, а на- четвертой еще два. Полная продолжительность третьего этапа - четыре недели.- На следующем этапе 2 бруска на шапочке остаются.

10. Четвертый этап. Ныряние без поддержки- Состав занятий на четвертом этапе соответствуют последней неделе третьего- этапа, т.е. включают в себя выполнение 8 циклов на спине, 9 кругов на- животе, затем опять 8 циклов на спине и 9 кругов на животе. Перед- выполнением упражнения на животе снимается шапочка. В отличие от третьего- этапа, вместо ныряния с поддержкой производится ныряние без поддержки- ("торпеда"). "Торпеда" заключается в кратковременном отпускании ребенка- после начала погружения. После того, как ребенок немного проплывет- самостоятельно его необходимо подхватить и продолжить выполнение упражнения- на животе.

Продолжительность четвертого этапа примерно 2 недели, в течение которых Вы- можете постепенно увеличивать время и расстояние самостоятельного- проныривания.

Предполагается, что после окончания упражнений в ванной Вы продолжите- занятия с ребенком в бассейне. Если у Вас нет такой возможности, то Вы- можете 1-2 раза в неделю проводить занятия соответствующие четвертому этапу,- до тех пор пока ванна не станет безнадежно мала для вашего ребенка.

Любые замечания к тексту будут с благодарностью приняты.

 

(статья взята с сайта http://isoldochka.kp.vgg.ru)

 

Ссылки по обучению плаванию младенцев

 
 

Начало | До родов | Роды | После родов | Медицина | Покупки | Истории Ссылки | Гостевая книга | Написать письмо | Дерево сайта

  Rambler's Top100    
На главную страницуНаписать письмоДерево сайта                Эту страничку удобно рассматривать браузером IE 5.5 с разрешением 800х600              AlexHomeStudio©
Hosted by uCoz