Плавание.
Методика
рассчитана на начало обучения в 1-3 месяца, пока действует рефлекс-
затаивания дыхания. В связи с этим крайне не рекомендуется начинать
занятия- по данной методике в возрасте старше 4 месяцев.- Перед
началом занятий необходимо проконсультироваться у лечащего врача
на- предмет возможности занятия плаванием.- Необходимо приостановить
занятия при появлении симптомов простудных- заболеваний, в особенности
насморка.- Во время занятий ребенок может глотать воду, поэтому,
если водопроводная- вода в вашей местности внушает опасения, примите
меры дополнительной- предосторожности. Например, используйте бытовой
фильтр.- Рекомендуется выполнение занятий вдвоем с помощником.-
При выполнении занятий в воде необходимо тщательно выполнять поддержки,-
следить, чтобы ребенку в дыхательные пути не попадала вода. Также
для этой- цели при плавании на спине следите за тем, чтобы ребенок
не запрокидывал- голову назад, а держал подбородок прижатым к груди.-
В случае выскальзывания ребенка в воду, сразу же подхватите его
и поставьте- на ножки, чтобы он не успел испугаться. Если это не
помогает, возьмите его- на руки и успокойте. Постарайтесь в этой
ситуации быть спокойными и не- показывать ребенку, что Вы испугались.-
Необходимо приостанавливать текущее упражнение, если ребенок начинает-
плакать или проявляются явные признаки усталости.- По книге, которой
Вы доверяете, изучите методы экстренной помощи при- занятиях в воде.-
Общие рекомендации
Проводите
занятия не ранее, чем через час после еды. Не проводите занятия-
непосредственно перед ночным сном. Возможно ребенок может перевозбудиться,-
что может стать причиной беспокойного сна.
При
выполнении упражнений используются команды, которые нужно произносить-
четким уверенным голосом. По тексту, команды будут обозначаться
ЗАГЛАВНЫМИ- БУКВАМИ. Перед командами произносите имя своего ребенка
для привлечения его- внимания.
(В
тексте будет использоваться имя Саша, которое Вы, разумеется, должны-
заменить на имя своего ребенка.)
Подготовительные
упражнения
Перед
началом занятий плаванием выполните комплекс разминки. Подобный-
комплекс скорее всего Вы можете получить в комнате "Здорового
ребенка" при- вашей поликлинике. Комплекс разминки включает
в себя разогрев мышц ножек,- ручек, плечевого и тазобедренного суставов.
После разминки можно выполнить- несколько элементов из динамической
гимнастики:
Взять
ребенка за обе руки, поднять, пораскачивать 3-4 раза ("качели");-
Взять ребенка за левую руку и ногу, поднять, раскачивать 3-4 раза;-
То же для правой стороны;- Взять ребенка за ноги, поднять (вниз
головой), раскачивать 3-4 раза.- 4. Имитация основных движений-
Перед тем, как выполнять упражнения в воде, необходимо выполнить
имитацию- основных движений. Эти упражнения выполняются там, где
вы проводили- разминку. Основная цель этих упражнений - создание
у ребенка прямых- ассоциаций между командами и движениями или действиями,
которые с ними- связаны.
4.1.
Стояние- Ребенок лежит на спине. Возьмите ножки ребенка за щиколотки,
согните в- коленях и прижмите ступни к поверхности, на которой ребенок
лежит.- Одновременно с прижатием подайте команду: "Саша СТОИМ".
Выполните прижатие- еще один-два раза с одновременной подачей команды:
"СТОИМ". Использование- имени ребенка при этом уже не
обязательно.
Если
при выполнении упражнений мышцы ножек или ручек напряжены и это
мешает- выполнению упражнений, постарайтесь снять излишнее напряжение
потряхиванием- или легким разминанием.
4.2.
Ходьба- В том же положении, что и в предыдущем упражнении выполните
имитацию ходьбы.- Для этого, держа ножки ребенка за щиколотки, выполняйте
попеременное- выпрямление и сгибание ножек. Одновременно с движением
подайте команду:- "Саша ИДЕМ". Так же, как и в предыдущем
упражнении, использование имени при- повторном использовании команд
необязательно. Желательно, но не обязательно- выполнять имитацию
обычной ходьбы. Если у Вас не получается в точности- воспроизвести
ходьбу, достаточно просто полностью выпрямлять ножку.
Выполните
имитацию 5-10 "шагов", после чего можно выполнить стояние
и затем- опять повторить ходьбу.
4.3.
Плавательные движения для ног на спине- Возьмите выпрямленные ножки
ребенка под коленки и выполните попеременное- опускание-поднимание
ножек (упражнение "ножницы"). При движении подавайте-
команду "ПЛЫВЕМ, ПЛЫВЕМ НОЖКАМИ, НОЖКАМИ". Старайтесь,
чтобы ножки ребенка- были выпрямлены и расслаблены. Выпрямление
ножек можно выполнить легким- нажатием на коленки сверху большими
пальцами рук. Однако не следует долго- удерживать ножки выпрямленными
таким образом. Как только вы почувствовали,- что ребенок уже не
пытается согнуть ножки, уберите свои пальцы с колен.- Выполните
движения 6-10 раз.
4.4.
Плавательные движения для рук на спине- Возьмите правую ручку ребенка
за кисть и выпрямите над его головой.- Выполните круговое движение
прямой ручкой к бедру. Затем верните в- первоначальное положение.
Произносите команды "ПЛЫВЕМ, ПЛЫВЕМ РУЧКАМИ,- РУЧКАМИ".
Выполните 3-4 раза. Затем проделайте аналогичные движения левой-
ручкой. После этого выполните 5-6 движений синхронно обеими ручками.-
Произносите команды.
Через
3-5 дней движение каждой ручкой отдельно, можно уже не производить,
а- сразу переходить к синхронному движению обеими руками. Если ребенок-
зажимается, то приостановите упражнение и выполните расслабление
ручек- легким встряхиванием.
4.5.
Одновременное движение рук и ног на спине- Если Вы выполняете упражнение
с помощником, то можете выполнить упражнение с- одновременным движением
ножек и ручек. Подавайте команду "ПЛЫВЕМ". Если- выполняете
одни, то просто повторите упражнение сначала с ножками, потом с-
ручками.
4.6.
Плавательные движения, выполняемые на животе- Переверните ребенка
на живот и выполните плавательные движения ножками.- Затем выполните
попеременно движения каждой ручкой в отдельности. Движения- должны
напоминать стиль "брасс". В зависимости от возраста и
физической- подготовленности ребенка можете выполнить движение обеими
руками- одновременно. При движении ножками и ручками подавайте соответствующие-
команды.
5.
Плавание в ванной- После окончания занятий "на берегу"
отнесите ребенка в ванну. Ванна должна- быть полностью наполнена
водой и иметь температуру примерно такую же,- которую Вы используете
при обычном купании.
Скорее
всего в первые дни у Вашего ребенка не все будет получаться. Будьте-
терпеливы. Поощряйте все его удачные начинания голосом и интонацией.
Дайте- ему понять, что Вы радуетесь всем его верным действиям.
5.1.
Стояние
5.1.1.
Поддержка
Возьмите
ребенка под мышки и опустите в воду до соприкосновения ступней-
ножек с дном ванны.
5.1.2.
Выполнение упражнения- При соприкосновении ступней с дном ванны
дайте команду "Саша СТОИМ. СТОИМ".- Выполните упражнение
в течении 5-10 секунд, затем переходите к следующему.
5.2.
Хождение
5.2.1.
Поддержка
Так
же, как и стояние, это упражнение выполняется с поддержкой под мышками.
5.2.2.
Выполнение упражнения- Из положения стоя наклоните слегка туловище
ребенка и дайте команду "Саша- ИДЕМ, ИДЕМ". Дойдите до
конца ванны. Если у ребенка не получается с ходьбой,- стимулируйте
шаги попеременным выдвижением вперед правого и левого плечиков.
5.3.
Плавание на спине
5.3.1.
Поддержка
Держите
ребенка под мышками, затем, наклоняя назад, переместите большие-
пальцы своих рук сверху плечиков. Указательные пальцы остаются под-
плечиками, а остальные пальцы сгибаются и размещаются под затылком
ребенка.- Таким образом, плечики ребенка фиксируются большим и указательным
пальцами,- а голова ребенка располагается на опоре из остальных
пальцев.
Положите
голову ребенка горизонтально. При этом тело само всплывет и примет-
горизонтальное положение. Уши ребенка должны быть погружены в воду.
Держите- свои ладони не прижимая уши, но и не слишком свободно,
чтобы фиксировать- голову ребенка при попытках повернуть ее набок.
Большие и указательные- пальцы размещаются на плечиках так, чтобы
не мешать движению рук.
5.3.2.
Выполнение упражнения- Расположите ребенка у края ванны так, чтобы
полусогнутые ножки упирались в- бортик. Дайте команду "ОТТОЛКНУЛИСЬ"
и начните буксировать ребенка к- противоположному краю ванны. При
этом подавая команды "ПЛЫВЕМ, РУЧКАМИ,- НОЖКАМИ, ПЛЫВЕМ".
Команды следует подавать чуть громче чем обычно, поскольку- уши
ребенка находяться под водой. Добуксировав до противоположного края-
ванны, двигайтесь в обратном направлении, подавая те же команды.
При этом- ребенка не следует разворачивать, так как в положении
на спине это- затруднено, учитываю ширину ванны.
Не
огорчайтесь, если в начале обучения ребенок будет просто "кататься"
на- ваших руках. Терпеливо подавайте команды и поощряйте голосом
и интонацией- его успехи в деле обучения. Скорректируйте скорость
движения в зависимости- от интенсивности движений ребенка, дав ему
таким образом понять, что- скорость движения зависит от его действий.
Если Вы выполняете упражнение с помощником, пусть он подвигает ножками
и- ручками малыша, намекнув ему таким образом, что именно от него
хотят. Однако- не стоит это делать постоянно. Выполните восемь полных
циклов туда-обратно, после чего возьмите ребенка под- мышки. Отработайте
свой, удобный для Вас способ перехвата из положения на- спине в
положение под мышками до выполнения упражнений в воде.
После
упражнений на спине выполните стояние и хождение. Если ребенок устал,-
дайте ему отдохнуть в положении стоя.
5.4.
Плавание на животе
5.4.1.
Поддержка
Из
положения под мышками согните левую руку в запястье и, наклонив
ребенка- чуть назад, перенесите вес его тела на запястье. В этом
положении шея- ребенка опирается на Ваше запястье. Разместите правую
руку под горлом- ребенка так, чтобы большой и указательный палец
охватывали подбородок, а- остальные пальцы веером распределились
под горлом. Наклоном ребенка вперед- перенесите опору на правую
руку. Наклоняя ребенка вперед, левую руку- переместите под живот.
Таким образом, большой и указательный пальцы правой- руки удерживают
за подбородок голову ребенка в почти вертикальном положении,- остальные
пальцы правой руки веером расположены за горлом ребенка. Левая-
рука поддерживает тело ребенка почти в горизонтальном положении.
При- полностью горизонтальном положении ребенок скорее будет склонен
"кататься",- чем плавать. При низком положении Вашей левой
руки он будет быстро уставать.- Экпериментально выберите наиболее
подходящее положение для Вашего ребенка.- Следите, чтобы пальцы
правой руки не сжимали горло ребенку.
5.4.2.
Выполнение упражнения- Подбуксируйте ребенка к левому краю ванны
так, чтобы его полусогнутые ножки- упирались в бортик. Дайте команду
"ОТТОЛКНУЛИСЬ" и начните движение к- правому бортику,
подавая команды "ПЛЫВЕМ, РУЧКАМИ, НОЖКАМИ. ПЛЫВЕМ". Во-
время движения рот ребенка находится выше уровня воды. Доплывя до
бортика,- разверните ребенка на 180 градусов движением своей правой
руки. Разворот- осуществляется против часовой стрелки. Таким же
образом доплывите до левого- бортика, начиная с отталкивания. Затем
разверните ребенка по часовой- стрелке. Выполните девять полных
кругов.
5.4.3.
Полив на лицо- На второй части третьего и шестого круга выполните
полив на лицо (прообраз- ныряния). Для этого наклоните голову ребенка
правой рукой чуть набок от- себя, облокачивая ее на руку, затем
левой рукой зачерпните горсть воды,- четко подайте команду "Саша
НЫРЯЕМ" и после этого плесните воду на лоб- ребенка. Со временем
ребенок после команды научится закрывать глаза и- затаивать дыхание,
что подготавливает его к последующему нырянию. Если Вы- выполняете
упражнения с помощником, то полив на лицо может выполнить он.- Если
ребенку при поливе попадает в рот вода или он пугается и плачет,
то- поставьте его на ножки и успокойте.
После
окончания девятого круга возьмите ребенка под мышки и дайте ему-
отдохнуть.
6.
Окончание занятий- Перед тем, как закончить занятия в ванной, выполните
закаливающее- упражнение - "пятнышко". Для этого откройте
кран с холодной водой, и- поокунайте ребенка по плечики рядом со
струей: три раза со стороны грудки,- три раза со спины.
Если
Вы проводили и ранее какие-либо закаливающие упражнения, например,-
обливание холодной водой, то желательно продолжить их, выполняя
вместо- "пятнышко".
Оботрите
и обсушите ребенка, так как Вы обычно это делаете после купания
в- ванночке. Кроме этого всавьте на пять минут ватные тампончики
в ушки для- удаления попавшей туда воды. Для этого сделайте "головастика"
из куска ваты- с "хвостиком" длиной 0.5-1 см, и разместите
хвостик в ушном отверстии.
7.
Продолжительность первого этапа- Продолжительность первого этапа
- четыре недели. С каждой последующей- неделей увеличивается нагрузка.
На первой и второй неделе 8 циклов на спине- и 9 кругов на животе.
На третей неделе 8 циклов на спине, 9 кругов на- животе, затем опять
8 циклов на спине. На четвертой неделе 8 циклов на- спине, 9 кругов
на животе, 8 циклов на спине и 9 кругов на животе.
Между
плаванием на спине и на животе выполняйте стояние и хождение. На-
протяжении всего первого этапа, перед упражнениями в воде выполняйте-
разминку и имитацию движений.
8.
Второй этап. Плавание с погружением- Состав занятий на втором этапе
соответствуют последней неделе первого этапа,- т.е. включают в себя
выполнение 8 циклов на спине, 9 кругов на животе, затем- опять 8
циклов на спине и 9 кругов на животе. В отличии от первого этапа-
вместо поливания на лицо производится погружение в воду. Продолжительность-
второго этапа - 4 недели.
Переходить
ко второму этапу следует только после того, как ребенок научился-
затаивать дыхание в ответ на команду "НЫРЯЕМ". Если команда
еще не освоена,- следует продолжить занятия в соответствии с программой
для последней недели- первого этапа.
Желательно
проводить занятия каждый день. Минимально четыре дня в неделю. В-
том случае, если вы по какой-то причине пропустили два и более дней,
то- вместо первого погружения выполните полив, для того чтобы ребенок
"вспомнил"- команду.
8.1.
Выполнение погружения- Погружение (ныряние с выполнением поддержки)
проводится на второй половине- третьего и шестого кругов при плавании
на животе. Перед выполнением- погружения подайте команду "Саша!
НЫРЯЕМ!" и после небольшой паузы синхронно- опустите свои руки
так, чтобы тело ребенка полностью погрузилось в воду.- Затем поднимите
ребенка и поставьте его на ножки для того, чтобы он не успел- испугаться.
Если
ребенок хорошо научился задерживать дыхание, и после выполнения-
погружения не проявляет никаких признаков беспокойства, то через
несколько- занятий (не менее семи занятий) можно будет после окончания
погружения не- ставить ребенка на ножки, я продолжать упражнение
на животе.
Вы
можете постепенно увеличивать время пребывания ребенка под водой.
Перед- выполнением погружения обращайте внимание на готовность малыша
к погружению,- и если ребенок возбужден, выглядит уставшим или отвлекся,
Вы можете отложить- выполнение погружения или уменьшить время пребывания
под водой.
9.
Третий этап. Плавание на спине в шапочке с пенопластом- На этом
этапе вам понадобится дополнительный реквизит - шапочка с- пенопластовыми
брусками. Способ изготовления спец. шапочки описан ниже. В- течение
первых двух недель первого этапа должны использоваться 6 брусков,-
затем на третьей неделе вытаскиваются 2 бруска снизу по бокам, на
четвертой- неделе еще 2 бруска.
Успех
занятий на этом этапе зависит от того, насколько Ваш ребенок освоил-
плавательные движения на спине в течение предыдущих этапов обучения.-
Возможно, что Ваш ребенок станет вести себя беспокойно, выворачиваться
и- заглатывать воду. В этом случае Вам стоит решить, будете ли Вы
продолжать- плавание на спине. Если Вы подошли к третьему этапу
в возрасте около 5-6- месяцев, ребенок уже может начинать бояться
(в более раннем возрасте страх- перед упражнением без непосредственной
поддержки проявляется в меньшей- степени). Возможно, что ребенка
отвлечёт постукивание по краю ванной или вид- любимой игрушки над
головой.
9.1.
Изготовление реквизита- Для изготовления реквизита Вам понадобится
обычная хлопчатобумажная шапочка,- капроновая лента (~1 метр) и
пенопласт.
Лучше
использовать пенопласт средней плотности (того, что обычно используют-
в качестве упаковки для быт. техники). Изготовьте шесть брусков
размером- 1.5х2.5х7 сантиметров. Обработайте их на огне, чтобы не
крошились края.- Нашейте ленту по всей передней кромке шапочки,
закрепив ее так, чтобы в- пустотах между шапочкой и лентой могли
размещаться бруски. Бруски должны- быть надежно закреплены лентой,
чтобы они не выпадали во время занятий.- Свободные концы ленты завяжите
на расстоянии 25-30 см от шапочки, образуя- кольцо.
9.2.
Поддержка при плавании на спине- При плавании на спине поддержка
осуществляется следующим образом: левая рука- находится под затылком
ребенка, правая рука продета в кольцо, образованное- лентой. При
плавании на спине головой вперед, слегка опустите правую руку, а-
левую руку держите чуть ниже затылка, так чтобы она не касалась
его. Таким- образом, ваши руки должны выполнять лишь страховочную
функцию и не дать- голове ребенка полностью опуститься под воду,
если он начнет изворачиваться- или поднимет слишком большую волну.
При движении к правому краю ванны- направляете движение подтягиванием
за ленту.
9.3.
Продолжительность и состав третьего этапа- Состав занятий на третьем
этапе соответствует составу занятий на втором- этапе, т.е. включают
в себя выполнение 8 циклов на спине (в шапочке), 9- кругов на животе
(с нырянием), затем опять 8 циклов на спине и 9 кругов на- животе.
Первые
две недели третьего этапа в шапочку должны быть вставлены 6 брусков-
пенопласта. На третьей неделе вытаскиваются два крайних бруска,
а на- четвертой еще два. Полная продолжительность третьего этапа
- четыре недели.- На следующем этапе 2 бруска на шапочке остаются.
10.
Четвертый этап. Ныряние без поддержки- Состав занятий на четвертом
этапе соответствуют последней неделе третьего- этапа, т.е. включают
в себя выполнение 8 циклов на спине, 9 кругов на- животе, затем
опять 8 циклов на спине и 9 кругов на животе. Перед- выполнением
упражнения на животе снимается шапочка. В отличие от третьего- этапа,
вместо ныряния с поддержкой производится ныряние без поддержки-
("торпеда"). "Торпеда" заключается в кратковременном
отпускании ребенка- после начала погружения. После того, как ребенок
немного проплывет- самостоятельно его необходимо подхватить и продолжить
выполнение упражнения- на животе.
Продолжительность
четвертого этапа примерно 2 недели, в течение которых Вы- можете
постепенно увеличивать время и расстояние самостоятельного- проныривания.
Предполагается,
что после окончания упражнений в ванной Вы продолжите- занятия с
ребенком в бассейне. Если у Вас нет такой возможности, то Вы- можете
1-2 раза в неделю проводить занятия соответствующие четвертому этапу,-
до тех пор пока ванна не станет безнадежно мала для вашего ребенка.
Любые
замечания к тексту будут с благодарностью приняты.
(статья
взята с сайта http://isoldochka.kp.vgg.ru)
|